Статья директора Фонда Натальи Юницыной для «Ведомостей»
Благотворительность в сфере помощи бездомным животным в России крайне мало развита. На это нет соответствующей воли со стороны властей. Более того, активность зоозащитников зачастую прямо пресекается местными муниципалитетами. Простой пример: попытка частных лиц купить на собственные средства землю под приют для бездомных собак и кошек наталкивается на стену безразличия со стороны чиновников.
В 2007 г. мы обсуждали этот вопрос с несколькими администрациями подмосковных городов. Ответ был один — да, деньги на отстрелы выделяем, приютом занимайтесь сами, помогать не будем. Если все-таки удается купить участок земли под приют, начинается полоса препятствий — согласования, вымогательства, затягивание сроков и т.д.
В таких условиях, да к тому же при отсутствии правовой базы, российские зоозащитные благотворительные организации едва выживают. Целенаправленный поиск спонсоров не проводится, нет программ фандрайзинга и должной отчетности. Приходящая помощь — инициатива самих жертвователей.
Одной из основных форм участия государства в решении проблем бездомных животных (если брать наиболее продвинутую с точки зрения гуманного отношения к животным Москву) является создание гигантских муниципальных приютов. Управление ими ежегодно разыгрывается на тендерной основе между коммерческими фирмами-подрядчиками. Но существующие методы распределения бюджетных средств не обеспечивают механизма контроля за их расходованием, что создает почву для нецелевого использования. Так, на решение проблемы в Москве было выделено свыше 1 млрд руб. только на 2010 г.! При этом у приютских собак и кошек еда в мисках появляется редко, а сами приюты, как правило, закрыты для общественного контроля.
Вопрос также в том, что сегодня помощь бездомным животным для многих властьимущих — хороший источник дохода. Ведь собаки и кошки не могут рассказать, сколько дней их не кормили. Поэтому для властей не выгодно формировать финансирование приютов на прозрачной и подконтрольной общественности основе. Также не выгодно способствовать развитию волонтерского движения, что усилит контроль за освоением бюджетных средств. Потому такое движение развивается хаотично.
Второй сферой, где власти и волонтеры не могут плодотворно сотрудничать, является программа стерилизации, эффективная и более экономичная альтернатива практики отстрелов. Но в Москве она была сорвана. В связи с этим роль благотворительности в этой сфере особенно возросла. Частные лица вынуждены выполнять функции городских служб: отвозить собак на стерилизацию, лечить их, находить для них новых хозяев.
Европейская практика показывает, что основное бремя решения проблемы безнадзорных животных лежит как раз на благотворительных организациях. Но именно такой механизм в России затруднен — нет условий для проявления благотворительности со стороны бизнеса, взносы облагаются большими налогами. Да и сами благотворительные организации также не имеют налоговых преференций.